Главная Материалы Эвальд Аав

Эвальд Аав

E-mail Печать

21 марта исполнилось семьдесят лет со дня смерти Эвальда Аава (Evald Aav, 22 февраля (6 марта) 1900, Таллинн — 21 марта 1939, там же) — эстонского композитора и хорового дирижёра, один из основоположников эстонской национальной оперы.


Эвальд Аав прожил короткую и небогатую внешними событиями жизнь.

В 1926 году окончил Таллиннскую консерваторию (ученик А. И. Каппа), руководил любительскими хорами. В 1938 году стал главным дирижёром хоров на Празднике песни. В 28 лет написал  первую значительную эстонскую оперу «Викинги» («Викерцы», постановка 1928). Кроме того, Аав был автором симфонии (1938), симфонической поэмы «Жизнь» (1934), многочисленных песен и хоров.

Надо сказать, что опера в девятнадцатом - первой половине двадцатого века значительно отличалась от того,к чему мы привыкли сейчас. Это было не академическое, а очень политизированное и массовое искусство. С оперной музыкой в те годы было связано пробуждение национального самосознания. Возьмем оперы Верди в Италии, первые русские оперы "Аскольдова могила" Верстовского, "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя" Глинки. Все они связаны с воссозданием славного прошлого страны, прославлением ее героев и их подвигов.

Вот и Эвальд Аав выбрал для своей оперы героический эпизод из далекого прошлого эстонцев. Опера "Викинги" посвящена морскому походу 1187 г., приведшему к взятию и разрушению крупнейшего города и первой столицы Швеции Сигтуны.

Если верить либретто оперы, то этот поход совершили древние эсты, дабы отомстить шведским агрессорам. Понятно, что искусство отличается от реальной жизни, и слушатели оперы видели в кровожадных викингах то немецких баронов, то советских коммунистов.

Сигтунский поход

Но интересно, кто же на самом деле участвовал в Сигтунском походе и против кого он был направлен?

Как ни странно, но до сих пор остается неясным подлинное значение того, что произошло больше 800 лет тому назад: не до конца понятно даже (и для русских, и для зарубежных историков), кто совершил поход на Сигтуну, военными силами какого народа этот поход был осуществлен. В шведских хрониках эти люди называются просто язычники, pagani:

"CIOCLXXXVII. Hierusalem capitur a Soldano. Eodem anno Johannes archiepiscopus Upsalensis interfe-ctus est apud Almarstaeck a paganis et sepultus Upsaliae, et Sichtuna robusta 30 est a paganis” (“1187. Иерусалим взят Сольданом. В тот же год Иоанн, архиепископ Упсальский, умерщвлен в Альмарстеке язычниками и погребен в Упсале, и Сигтуна сожжена язычниками”), пишет хронист. 

Неясность в вопросе об участниках похода породила немалую путаницу в исторической литературе. Различные авторы приписывают Сигтунский поход и карелам, и новгородцам, и эстам, иногда эстам и карелам, новгородцам и карелам или всем трем народам вместе; иногда к этим трем народам прибавляют еще куронов и ингров (ижор).

Сама Сигтуна была хорошо защищена и искусственными укреплениями, и природой. С севера к Сигтуне примыкало непроходимое болото, с востока сухопутные подступы к городу прикрывали два укрепленных замка, к югу лежала гавань, запиравшаяся, по преданью, большой цепью, прикрепленной к двум утесам. Сам город с суши был окружен стеной. В 20 км к югу, на берегу озера Меларен, на пути от Сигтуны к выходу в море, стоял мощный каменный замок Альмарстек, принадлежавший главе шведской церкви архиепископу Упсальскому; замок Альмарстек как бы охранял путь к Сигтуне. Таким образом, нападение на Сигтуну являлось весьма сложным военно-морским предприятием. Взять хорошо укрепленный город, лежащий в глубине внутренних шведских вод, можно было лишь в результате быстрого, неожиданного и мощного удара. Для того, чтобы прорваться сквозь шхеры озера Меларен к городу, нужно было иметь сильный флот; для взятия и разрушения столь крупного города нападающие должны были обладать значительным войском. Наконец, для того чтобы быстро и неожиданно пройти по извилистому шхерному фарватеру, нападающим нужно было на своих судах иметь людей, хорошо знавших его, неоднократно совершавших ранее этот путь.

Итак, кто же все-таки разрушил Сигтуну и было ли это грабительским походом, эпизодом борьбы за сферы влияния или местью за порабощение, неясно. Однако, возвращаясь к опере Эвальда Аава, повторим, что искусство тем и отличается от политики и истории, что в его поле фактическая точность отступает на второй план.

Возьмем, к примеру, "Ломбардцев в первом крестовом походе" Дж.Верди. Тоже ничего не известно точно, а как поднимало и поднимает национальный дух...

Однако в ближайшее время мы расскажем о том, что писали о Сигтунском походе в средневековых хрониках, кто такие ингры и куроны и что думает об этом событии современная историческая наука.

 

© Общество русско-эстонской дружбы

 

Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 20 гостей и 1 пользователь онлайн
  • Shawnfiedy

Лента новостей

Памятная церемония в Таллинне

21.09.2013

20 сентября в Таллинне прошла церемония в память о погибших...Читать дальше...

 

Гастроли Рижского русского театра в Таллинне

21.02.2013

30 и 31 марта на сцене Центра русской культуры в...Читать дальше...

 

Музыка их связала

20.01.2013

Как сообщают информационные агентства, спор президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса...Читать дальше...

 

Мэр эстонского города награжден орденом за помощь православной Церкви

14.01.2013

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) вручил мэру города...Читать дальше...

 

Эстонские кошки в России

29.12.2012
Как сообщают вологодские издания, в выставочном центре "Русский Дом"...Читать дальше...