Главная Материалы "... Их кровь проступает на закате багровым цветом..." История и судьба ижорцев и води

"... Их кровь проступает на закате багровым цветом..." История и судьба ижорцев и води

E-mail Печать

"Их взгляды вобрали в себя камни, их голоса ушли в бесплодную землю, их слезы, смешавшись со стылой водой залива, придали ей слабый горьковатый вкус, их кровь проступает на закате багровым цветом на стволах искривленных прибрежных сосен..."

(Этнограф Ольга Конькова о судьбе ижорцев и води)

 

ИЖОРЦЫ

Самоназвания: ингеройсет, инкерикот, карьялайсет.

В составе ижоры выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хэвасская (окрестности р. Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья р. Луги), оредежская (верхнее течение р. Оредеж), ижоры Карельского перешейка (К ХХ в. практически полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами).

Ижоры относятся к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Делится на 4 диалекта: сойкинский, хэваский, нижнелужский и оредежский.

Современные ижорцы проживают в основном в Ломоносовском районе Санкт-Петербурга и Кингисеппском районе Ленинградской области. По переписи населения 2002 года в России было зарегистрировано 327 ижорцев,в Эстонии проживают 305 представителей этого народа.

Первое упоминание об ижоре встречается во второй половине XII века в булле папы Александра III к шведскому первому Упсальскому епископу Стефану, написанной между 1164 и 1189 годами, где говорится о язычниках инграх, которые полстолетия спустя уже признавались в Европе сильным и даже опасным народом. Эти опасения были обоснованны: с XIII века ижора ходит в военные походы вместе с новгородцами и подвластным им племенем емь. Именно с XIII века в русских летописях появляются первые упоминания об ижоре. В этом же веке Ижорская земля под названием Ингардия впервые упоминается в Ливонской хронике Генриха в 1221 году в связи с походом сакаласких эстонцев.

К шестнадцатому веку воинские походы ижорцев остались в прошлом и главным занятием прибрежных жителей стало рыболовство. Писцовые книги начала XVI века отмечают рыболовство, «положенное в оброки», а в списке податей часто значится рыба — «курва» (возможно, так называли корюшку). И в XX веке промысел корюшки и салаки оставался главным для ижор.

С начала девятнадцатого века население восточных ижорских деревень, лучше знавшее русский язык, уезжало в Санкт-Петербург: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки. Среди ижор было немало прекрасных плотников, во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь.

Все ижорские обряды сопровождались песнями и причитаниями и этот обычай дожил до середины XX века. Формально ижорцы были православными, в отличие от ингерманландских финнов, которые были лютеранами. Однако до середины ХХ века в их среде было множество языческих пережитков. Надо сказать, что жители русских деревень нередко считали исполнение песен-рун колдовскими заклинаниями. Например, считалось, что ижорцы и водь могут своими песнями вызывать бурю.
 
Удивительно,но такой  небольшой по численности народ сохранил в своей памяти общий с карелами и финнами эпос (известный широкому читателю как Калевала), отдельные части которого оказались известны только ижорским рунопевцам. Одной из самых известных ижорских сказительниц была Ларин Параске (Прасковья Никитина, 1833-1904), славился исполнением рун Онтропо Мельников.

На памятном кресте, установленном в память о Ларин Параске в 1911 году на средства студентов, изучавших фольклор и культуру Карелии и Ингерманландии, были выбиты строки из ее стихотворения:
 
    Приносил мне песни ветер,
    Ледяной порыв весенний,
    Их ко мне толкало море,
    Гнали их морские волны.
      
ХХ век практически стер ижорцев с лица земли. Дело в том, что во время Гражданской войны с 10 июня 1919 года по 15 декабря 1920 года финно-ижорская деревня Кирьясало  была столицей Республики Северной Ингрии — микроскопического государства, воевавшего с Советской Россией при поддержке Финляндии. Братскую могилу красноармейцев, погибших во время боевых действий 1919 года, и сейчас можно найти на краю бывшей деревни, над ней установлен обелиск с памятной надписью.

После поражения крестьян, пытавшихся отстоять свою свободу от большевиков, деревня Кирьясало Лемболовского прихода осталась на территории Советской России, но жителям было разрешено уйти в Финляндию. Принятый весной 1919 г. ингерманландский национальный флаг – синий с красной каймой крест на жёлтом фоне – был спущен 5 декабря 1920 г. в Кирьясало. В тот же день все жители деревни покинули её и перешли в Финляндию. На следующий день был расформирован Северо-Ингерманландский отдельный батальон.

В тридцатые годы большая часть ижорцев "как народ, родственный белофиннам" была репрессирована или выслана в другие области СССР. При этом эти репрессии отличались даже большей жестокостью, чем репрессии против кавказских народов 1944 года. Из библиотек изымались книги и газеты на ижорском и водском языках, при этом они не передавались в спецхраны, а просто сжигались. Всякое упоминание  о коренном населении Ленинградской области было запрещено и несколько поколений школьников выросло в уверенности, что Петр I основал Санкт-Петербург в абсолютно безлюдных, никем не заселенных местах.

"Старики уходят в уже забытую ими ижорскую страну мертвых Калму. Ижорский язык как культурный слой древнего исчезнувшего царства, отложенный в кое-где сохранившихся ижорских учебниках 30-х годов, в ученых статьях и словарях, лишь изредка золотой пылью взлетает над ижорскими деревнями. Ижорские песни разучивают как высочайшие образцы древнего финского пения в Академии Сибелиуса в Финляндии, но их уже не слышно на прибрежных холмах. Кажется, все, как песок, уходит сквозь пальцы. Но есть хорошее присловье: "Смерть не все берет, лишь свое берет",  - так писала этнограф и горячая защитница ижорского и водского народа Ольга Конькова в 2001 году.

В настоящее время интерес к ижорскому и водскому языку оживился, появился фолклорный ансамбль, питерская группа "Бестиарий" запела песни из ижорского и водского фольклора, появился краеведческий музей.

Есть надежда, что язык этого древнего народа снова будет звучать на ижорской земле. 

Обновлено ( 27.03.2009 01:01 )  

Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 118 гостей онлайн

Лента новостей

Памятная церемония в Таллинне

21.09.2013

20 сентября в Таллинне прошла церемония в память о погибших...Читать дальше...

 

Гастроли Рижского русского театра в Таллинне

21.02.2013

30 и 31 марта на сцене Центра русской культуры в...Читать дальше...

 

Музыка их связала

20.01.2013

Как сообщают информационные агентства, спор президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса...Читать дальше...

 

Мэр эстонского города награжден орденом за помощь православной Церкви

14.01.2013

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) вручил мэру города...Читать дальше...

 

Эстонские кошки в России

29.12.2012
Как сообщают вологодские издания, в выставочном центре "Русский Дом"...Читать дальше...