Главная Материалы К юбилею Коми-Пермяцкого национального округа

К юбилею Коми-Пермяцкого национального округа

E-mail Печать

Предлагаем нашим читателям отрывок из книги А.В. Черных "Народы Пермского края. Культура и этнография".

 

 *****

Наиболее интересными и древними следует считать сохранившиеся у коми-пермяков мифологические рассказы, повествующие о сотворении мира, происхождении зверей и птиц. В настоящее время они почти не фиксируются, но в прошлом исследователи сделали немало их записей.

Эпические традиции имеют коми-пермяцкие предания о богатыре Кудым-Оше и Пере-богатыре. Значительное количество текстов этих преданий записано и опубликовано. Предания о богатырях продолжают бытовать и в настоящее время, например в деревне Мысы на реке Лупье Гайнского района – легендарной родине Пери-богатыря.

Интересны и разнообразны предания о древнем населении края – чуди. Почти в каждой деревне сохраняются предания об основателях деревни, происхождении их названий.

Один из наиболее популярных жанров устных мифологических рассказов – былички о лешем, колдунах, водяном, суседке, баннике, полевом духе. Этот жанр фольклора активно продолжает бытовать и в настоящее время и отличается большим разнообразием сюжетов. Особенностью сказочной прозы является ее близость к мифологическим рассказам: действующими лицами там часто выступают мифологические персонажи – леший, водяной, колдуны. Наиболее распространены волшебные, социально-бытовые сказки и сказки о животных. Богаты и малые жанры коми-пермяцкого фольклора – пословицы и поговорки, скороговорки, афоризмы, загадки.

Особенности песенного фольклора народа так охарактеризовал исследователь этнографии и фольклора коми-пермяков Н. Рогов: "У пермяков мало песен на своем языке; да и те, которые существуют, по своему содержанию и складу скорее должны быть названы прибаутками, побасенками. Песни же в собственном смысле они переняли от русских...". В коми-пермяцкой среде активно исполнялись тексты духовных стихов, свадебных, рекрутских, плясовых, хороводных, плясовых песен на русском языке. Однако заимствованные тексты обрели свое место и свою специфику в контексте коми-пермяцкой культуры. При этом, как и во многих других явлениях традиционной культуры, коми-пермяками был сохранен в том числе и архаичный пласт русского фольклора. В то же время коми-пермяцкий фольклор сохранил и поэтические тексты на родном языке, лирические песни и баллады, свадебные корильные песни, похоронные и свадебные причитания, плясовые и шуточные песни, хотя в настоящее время их записано фольклористами не так много. В то же время поэтическое творчество на родном языке представлено в жанрах детского фольклора и фольклора пестования, в считалках, дразнилках, закличках, а также в колыбельных, потешках и пестушках.

Еще один жанр традиционного фольклора активно развивался на родном языке – частушка, и хотя она вошла в быт только на рубеже XIX – XX вв., но постепенно стала необычайно популярной.

 Устно-поэтическое творчество коми-пермяков показывает пример развития фольклора в условиях билингвизма, когда одни и те же тексты бытовали и исполнялись как на русском, так и на родном языке. Часто при исполнении произведений можно наблюдать переход с родного языка на русский и наоборот, русские песенные тексты также иногда содержат строчки, слова, куплеты на родном языке... Происходило как постоянное обогащение коми-пермяцкого фольклора заимствованными текстами, так и переосмысление и приспособление русских текстов к специфике коми-пермяцкого мировосприятия.

Инструментальное исполнительство у коми-пермяков представлено и достаточно древними инструментами, и проникшими в коми-пермяцкую деревню намного позднее.

К наиболее ранним народным инструментам коми-пермяков можно отнести деревянный барабан пу барабан, использовавшийся пастухами для оповещения о выгоне и пригоне коров. Он также иногда включался в круг инструментов на праздничном веселье. Пу барабан изготовлялся из трапециевидной деревянной дощечки, подвешиваемой ремнем на шею. Играли на нем двумя палочками, нанося ими ритмизированные удары. Известны были коми-пермякам и простые детские свистки чипсан, и флейты-дудочки с несколькими игровыми отверстиями oтiкa полян. Однако подлинной жемчужиной традиционной музыкально-инструментальной культуры коми-пермяков исследователи называют женские многоствольные дудочки пэляны поляннэз. Пэляны – это несколько полых стволов растений разной длины, выстроенных в ряд, отличающихся по голосам. Пэляны выполнялись обычно из зонтичных растений, а иногда и из стеблей ржаной соломы, перьев лебедя и гуся. На пэлянах чаще всего играли инструментальные мелодии, в том числе и ансамблем, иногда мелодия могла сопровождать пение, гармонный или балалаечный наигрыш. В настоящее время живая традиция игры на пэлянах почти забыта, лишь фольклорные ансамбли пытаются реконструировать традицию игры на этом древнем инструменте. В качестве музыкальных инструментов использовались и бытовые предметы, при пляске ритм могли выбивать, играя веретенами по опрокинутому ведру, ножиком по заслонке и т. д. Со второй половины XIX в. среди коми-пермяков распространяется гармонь в разных ее вариантах: тальянка, хромка, минорка и др. На гармонях исполнялись не только плясовые мелодии, гармонные наигрыши часто сопровождали исполнение частушек. Наряду с гармонью популярностью пользовались и балалайки, часто самодельные, в репертуаре балалаечников наиболее популярными были плясовые наигрыши, а также мелодии, сопровождавшие исполнение частушек.

 

(c) Александр Васильевич Черных. "Народы Пермского края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007

Обновлено ( 26.02.2010 19:36 )  

Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 48 гостей и 1 пользователь онлайн
  • JixxMatO

Лента новостей

Памятная церемония в Таллинне

21.09.2013

20 сентября в Таллинне прошла церемония в память о погибших...Читать дальше...

 

Гастроли Рижского русского театра в Таллинне

21.02.2013

30 и 31 марта на сцене Центра русской культуры в...Читать дальше...

 

Музыка их связала

20.01.2013

Как сообщают информационные агентства, спор президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса...Читать дальше...

 

Мэр эстонского города награжден орденом за помощь православной Церкви

14.01.2013

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) вручил мэру города...Читать дальше...

 

Эстонские кошки в России

29.12.2012
Как сообщают вологодские издания, в выставочном центре "Русский Дом"...Читать дальше...