Главная Материалы Россия и угро-финские народы в средневековье

Россия и угро-финские народы в средневековье

E-mail Печать

Мы продолжаем цикл аналитических материалов, посвященных историческим взаимоотношениям русского и угро-финских народов. 

    История взаимоотношений предков русских и эстонцев в Средние века до сих пор полностью не проанализирована и сейчас мы вступаем в область преданий, домыслов и обрывков средневековых хроник. Псковские летописи, являющиеся для нас основным источником, наряду с достоверными сведениями содержат истории и о том, как псковский князь Довмонт, превратившись «в люта зверя коркодила, Великую переплыша и людишек посадских пожраша».

   Однако хроника противостояния псковских славян-кривичей, чуди, ливов, куров, земгалов агрессии ливонского, а потом тевтонского орденов с помощью этих летописей восстанавливается.

  В середине ХII века население прибалтийских земель вступило в контакт не только со славянами, но и с немцами. В это время немецкие торговцы из Любека и Бремена начали торговлю около устья Западной  Двины.

   В 1202 году третий архиепископ Ливонии Альберт фон Буксхевден основал с разрешения Папы Римского орден меченосцев или ливонский орден, который был освящен папой в 1204 году. Целью ордена была «защита завоеваний церкви» и увеличение обращенных в христианство язычников. К 1206 году этот орден прочно утвердился на земле ливов, живших на территории современной Латвии около устьев рек Западная Двина (Даугава) и Гауя. Остатки крепостей крестоносцев стоят там до сих пор. А в Цесисе можно увидеть замок, бывший резиденцией магистра Ливонского ордена.

   «На севере Тевтонский орден покорял племена, кочевавшие по берегам Балтийского моря, обращал их в христианство, так что они уже не совершали более набегов на соседние государства и, таким образом, в корне уничтожил дальнейшее опустошение Европы дикими племенами. Он дал время усилиться и распространиться просвещению и приготовить то новое оружие, благодаря которому  мы навсегда ограждены от нападения Аларихов и Атилл», - писал Жюст Жан Руа, довольно влиятельный историк прошлого. Оставим кочевников-эстов и ливов, совершавших набеги на соседние государства на его совести…

   Однако отметим,  что средневековая пропагандистская машина работала прекрасно и многие стереотипы в отношении славян и населения Прибалтики (независимо от его этнической принадлежности) начали формироваться еще в то время для оправдания жестоких грабежей и насильственного присоединения богатых и плодородных земель. 

   Итак, к 1217 году орден двинулся на юг Эстонии. Однако тут меченосцы натолкнулись на ожесточенное сопротивление куров и земгалов.

   Однако в 1224 году им удалось взять русский город Юрьев, который теперь до 1893 года будет называться Дерптом. Западной границей русских земель становится город- крепость Изборск, а оплотом и надеждой всех, кто на территории Северо-Западной Руси и теперешней восточной Эстонии (Lõuna-Eesti) борется с немецкими завоевателями – Псков. 

  В сентябре 1236 года, когда армия Ливонского ордена, перегруженная трофеями, возвращалась из похода по литовским землям, объединенные силы земгалов и самогитов нанесли ей сокрушительное поражение, убили  военачальника Волквина и почти полностью уничтожили военную мощь рыцарей. Орден к этому времени из-за неумеренной жадности и жестокости его членов пользовался столь дурной славой, что  к 1237 году был расформирован и реорганизован в отделение ордена тевтонских рыцарей, глава которых находился в восточной Пруссии. 

   Удивительно, что во многих довольно солидных изданиях все эти события излагаются бегло и с большим количеством ошибок. Даже Западная Двина нередко называется Северной. Во многом это связано с огромными диспропорциями в изучении средневековой русской истории. Согласно канону, основным борцом против «псов-рыцарей» было принято считать Александра Невского, разгромившего их в Невской битве и на Чудском озере. Нисколько не умаляя его заслуг, нельзя не сказать, что это вовсе не было окончательной победой над орденом. Многолетнее сопротивление ему в Х веке в гораздо большей степени связано с двумя именами – Великого Литовского князя Миндовга (Миндаугаса) и псковского князя Довмонта, оборонявшего Псков и принадлежащие ему земли от тевтонов более 30 лет. Причем с именем Миндовга связана еще одна,  на сей раз идеологическая, неудача Тевтонского ордена. В 1250 году он принял крещение, а в 1253 получил из рук Папы Иннокентия королевскую корону. Однако, когда спустя несколько лет после этого тевтоны вторглись в Жемайтию (область Литвы, называемая в русских хрониках Жмудь), он дал им бой, взял в плен магистра ордена и отослал его к Папе вместе с короной и крестом, объявив, что Литва возвращается к язычеству, так как он не может считать истинной религию, которая позволяет нападать на своих единоверцев.

   Конец же претензиям тевтонов на прибалтийские земли был положен лишь в 1410 году после битвы при Грюнвальде (Жальгирисе).  

   Именно в ХIII веке на землях вокруг Чудского озера формировались военные, экономические и культурные связи псковских славян-кривичей и представителей угро-финских племен. Если мы обратимся к культурным контактам, то увидим, что там сложилась своеобразная угро-российская мифология, сформировалось то, что часто называют «двоеверием», то есть сочетание и христианских и языческих представлений.  Так откровенно двоеверным был культ Бориса и Глеба, широко распространённый в Пскове и Новгороде. Как известно, согласно апокрифическому преданию Борис и Глеб даже являлись Александру Невскому перед Невской битвой.

  На Русь христианство пришло вместе с переведённым на церковнославянский язык Евангелием. Христианизация Прибалтики не принесла эстам, ливам и другим народам священных книг, написанных на их языке. Они не понимали  до конца ни латинских, ни церковнославянских молитв. Недаром в народной речи жители побережья Чудского озера назывались «полуверами». Понятно, что такая среда оказалась исключительно питательной для всякого рода ересей и религиозных движений.

   Одна из самых известных и одновременно самых таинственных – псковская ересь стригольников, впитавшая в себя и переиначенное христианское учение и древние угро-финские и славянские культы. 

   Потомками  стригольников многие исследователи считают маленький финно-угорский народ сету, живущий по обоим берегам Чудского озера.

   Стригольничество возникло в Пскове в Немчиновом монастыре в конце ХIV века, в то время, которое в Москве было временем торжества православия, Сергия Радонежского и Куликовской битвы. Исследователи до сих пор не могут договориться о том, была ли это бюргерская антифеодальная ересь западного типа, или же это было самобытное  движение, связанное с дохристианским прошлым россиян и сложившимся на этой территории двоеверием, подпитывавшемся литовским язычеством и угро-финскими мифами. 

   Исходным для стригольников было представление о паре, олицетворявшейся Матерью-землёй и каким-то неизвестным нам по имени мужским божеством.  Сторонники этого движения оставляли храмы и уходили совершать обряды поклонения Земле и Небу. Как писали в то время, они устраивают богослужения «на распутиях и ширинах градских»…

Продолжение следует…

© Общество русско-эстонской дружбы

Обновлено ( 01.02.2009 18:26 )  

Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 127 гостей онлайн

Лента новостей

Памятная церемония в Таллинне

21.09.2013

20 сентября в Таллинне прошла церемония в память о погибших...Читать дальше...

 

Гастроли Рижского русского театра в Таллинне

21.02.2013

30 и 31 марта на сцене Центра русской культуры в...Читать дальше...

 

Музыка их связала

20.01.2013

Как сообщают информационные агентства, спор президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса...Читать дальше...

 

Мэр эстонского города награжден орденом за помощь православной Церкви

14.01.2013

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) вручил мэру города...Читать дальше...

 

Эстонские кошки в России

29.12.2012
Как сообщают вологодские издания, в выставочном центре "Русский Дом"...Читать дальше...